10.04.2017

Способы соединения арматуры при строительстве

Арматура – основа строительных конструкций, для которых важен повышенный уровень безопасности. Ее качество и характеристики должны быть высокими и соответствовать таким критериям как: прочность, максимальная шарнирность, устойчивость к коррозии, соответствие ГОСТу.

Жесткость каркасов из арматуры обеспечивается соединением между собой стержней. При этом, на будущую крепость сооружения прочность скрепления не влияет. Самое важное, чтобы это крепление удерживало арматуру и не искажало форму будущей конструкции. Все правила, нормы и типы соединений описаны в ДСТУ. Их четкое выполнение сводит к минимуму риски эксплуатации несущих конструкций в дальнейшем.

Выделяют следующие способы соединения арматуры: сварочные, резьбовые механические, обжимные муфты, соединения «внахлест».

Способы соединения арматуры без сварки

Выбор типа стыка производят с учетом имеющегося оборудования, назначения конструкции, вида арматуры, расположения стержней в строении, диаметра стержней, удобства укладки бетона.

В Украине с 2008 года применяется механическое соединение арматуры, т.е. ее стыковка с помощью обжимных муфт («строительство без сварки»). Данная технология имеет ряд преимуществ при строительстве сооружений и зданий из монолитного железобетона, в том числе:

  • скорость выполнения соединения зависит от наличия оборудования, а не от навыка рабочего;
  • универсальность расположения соединения в пространстве (горизонтальный, вертикальный, наклонный);
  • возможность соединять арматуру разной длины, что позволяет минимизировать перерасход материала;
  • не требуются высококвалифицированные сварщики;
  • простота контроля качества работ и т.д.

Резьбовые соединения арматуры имеют свои преимущества и особенности, среди которых:

  • широкая область применения;
  • сокращение времени монтажа;
  • надежность соединения арматуры;
  • уменьшение расходов на электроэнергию и т.д.

Соединение арматуры внахлест

Нахлест арматуры – простой и надежный вариант ее стыковки, гарантирующий длительную эксплуатацию фундамента или другого сооружения из бетона. Данное соединение предназначено для перераспределения сжимающих и растягивающих нагрузок. Этот метод требует соблюдения определенных правил:

  • лучшая точка для нахлеста – место с наименьшим напряжением конструкции;
  • наложение отрезков друг на друга не должно быть менее 50 см.;
  • образующие нахлест отрезки должны быть по максимуму близко друг к другу;
  • нельзя допускать нахождения рядом нескольких нахлестов.

Соединение арматуры внахлест без сварки производится с помощью вязальной проволоки.

Если диаметр элементов создаваемой системы не более 20мм, целесообразно выполнять нахлест арматуры при сварке. Данный метод более дорогой, из-за высокой стоимости металлических стержней свариваемого класса.

Технологии сварки арматуры

Прочность несущего каркаса является гарантией долговечности возведенного на нем сооружения. Сварка дает монолитное крепкое соединение и чаще всего используется для возведения несущих конструкций.

Все позиции по сварке арматурных конструкций изложены в ГОСТ 14098-91. В зависимости от конкретной ситуации применяется определенная технология сварки арматуры, а именно:

  • контактная стыковая,
  • электродуговая,
  • контактная точечная,
  • ванная,
  • продольными швами.

Бывают случаи, когда допускается несколько способов сварки арматуры. Тогда выбирают самый надежный или самый простой.

Чаще всего для разнообразных углеродных и легированных сталей применяют эл. дуговую сварку с использованием плавящегося в дуге электрода.

На заводах и в цехах сварка сложных конструкций выполняется при помощи сварочной колонны (вертикальная стойка, вмонтированная в пол или на колесной основе), с горизонтальной стрелой, на конце которой прикреплено сварочное оборудование. Такое оборудование можно использовать и при ручной сварке, но чаще это составная часть большого сварочного комплекса.

Для изготовления и ремонта предметов из низкоуглеродистых сталей, толщина которых 1 – 5 мм, а также для сварки тонкостенных сосудов, сварке заплат, трещин и в других случаях используется газовая сварка. Ею можно воспользоваться для соединения практически всех металлов, которые используются в технике.

Важно помнить, что для сварки предназначены только марки арматуры с индексом «С». Другой материал варить не следует, это приведет к уменьшению прочности конструкции в месте сварки. Такую арматуру используют при монтаже конструкций, где применяется вязка.

Сварка арматуры встык

Сварка встык – вид контактной сварки, когда свариваются торцы стержней, которые соединяются в продольном направлении. В строительных работах стыковка арматуры сваркой применяется при изготовлении каркасов, сеток, решеток, для соединения стержней.

Контактная сварка основывается на нагреве соединяемых деталей теплом, выделяемым при протекании через контакт деталей электрического тока, и преодолении сопротивления данного контакта.

Если обварить просто два конца, соединенных прямыми торцами, то соединение не будет отвечать требованиям по прочности, поэтому для сварки встык применяется ванная технология. Суть этой технологии заключается в том, что концы арматуры погружают в металлическую форму, напоминающую обычную ванну. Далее соединяемые концы расплавляют электродом. Ванночка заполняется расплавленным металлом, скрепляя два прута монолитным единым стержнем толщиной, определяемой размерами ванночки.

Сварка арматуры многослойными швами

Многослойные швы применяют, когда необходима проварка толстого материала, который не всегда можно соединить одним слоем, а также для уменьшения зоны термического влияния.

У сварки многослойных швов есть свои особенности. Так, после выполнения сварки одного слоя необходима его очистка от шлака, после этого сваривается следующий слой. Завершающий слой выступает в качестве выпуклости и термообрабатывает предыдущие слои, это повышает качество металла шва.

Сварку арматуры многослойными швами выполняют с помощью одиночного электрода. Сначала шов накладывают с одной стороны разделки, далее на всю ширину.

Контроль качества соединения арматуры

Качество соединений арматуры, элементов закладных деталей обеспечивается путем контроля качества арматурной стали, сварочных материалов, оборудования, а также путем приемочного и текущего контроля состояния соединений и закладных деталей.

Контроль качества оборудования и материалов осуществляется до начала выполнения работ. Текущий контроль проводится на всех этапах производства соединений, и включает:

  • проверку подготовки элементов закладных деталей, самой арматуры;
  • проверку подготовки соединений к сварке;
  • проверку правильности режима сварки;  
  • периодический контроль в процессе выполнения.

Роль арматуры и ее соединений в строительстве

Все возрастающие темпы строительства способствуют увеличению объемов производства арматурного проката. В последние годы с производства арматуры сняты все технологические ограничения. Металлурги готовы производить арматурную продукцию, которая будет эффективно использована в строительстве.  

При соединении арматуры всех видов способ соединения выбирается с учетом свариваемости стали, условий эксплуатации, требований по технологии изготовления согласно действующим нормативным документам.

Классификация сталей по степени раскисления

Классификация сталей по степени раскисления

Сталь – это металлический сплав железа с углеродом, необходимый для производства полуфабрикатов, изделий путем пластической деформации в холодном и горячем состоянии. Для изменения свойств материала в его состав могут добавляться различные элементы. Так, при повышени

Основные методы изготовления стальных труб

Основные методы изготовления стальных труб

Во многих отраслях промышленности широко используются стальные трубы. Они прочные, долговечные, просто монтируются. Методы их изготовления определяются: необходимым качеством готового изделия, сечением, размерами, формой, видом исходной заготовки, особенностями материа

Свойства и классификация строительной арматуры

Свойства и классификация строительной арматуры

Строительная арматура – вид сортового металлопроката, который производится из круглой горячекатаной стали и призван выдерживать большие нагрузки. Используется для армирования конструктивных элементов из железобетона, улучшения их прочностных характеристик. Внешне